Фрагмент для ознакомления
2
Упорядоченность и организованность формы играют огромную роль во всякой жизнедеятельности человека (не случайно слово «культура» первоначально означало «возделывание», «упорядочивание»). Организованность любой воспринимаемой системы становилась на протяжении истории знаком, символом ее освоенности человеком, ее понятности, доступности, соразмерности его собственным способностям и умениям. Поэтому эстетически организованная, т. е. упорядоченная, структурированная, гармоничная в соотношении формы и содержания среда является своеобразным «внутренним сигналом», интуитивно воспринимаемым человеком, — о безопасности, доброжелательности, эмоциональной комфортности окружающего пространства, что вызывает ответную эмоционально-положительную реакцию, переживание «счастливого равновесия с миром» (по выражению М. С. Кагана [6, с. 107]).
Исследованные учеными глубинные механизмы эстетического переживания подтверждают значимость организации эстетической среды в образовательном учреждении как важнейшего условия эмоционального комфорта для растущей в школьные годы личности, обеспечивающего чувство психологической защищенности, радости существования. Эстетическая среда выстраивает в сознании школьника образ гармоничного и доброжелательного к нему окружающего мира, что усиливает мотивацию к обучению и развитию, формирует доверительные отношения между участниками образовательного процесса, повышает степень их сотрудничества в достижении результатов образования, создает ситуацию успеха и в целом является условием формирования здоровых душевных качеств. Значение эстетически ценного предметно-пространственного окружения в развитии личности ребенка подчеркивалось в трудах выдающихся мыслителей (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой) и педагогов прошлого (К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Современные исследователи расширили и конкретизировали характеристики предметно-пространственной эстетической среды в школе.
В частности, в работах С. Л. Братченко поднимается проблема «персонализации» школьной среды, возможности ее «превращения» для личности в значимую. С. Л. Братченко указывает на важность того, чтобы ученик эмоционально идентифицировал себя со школой как «действительно значимым для него ДОМОМ». Хотя ученый не употребляет самого слова «эстетическая» применительно к описываемой им школьной среде, при этом он использует терминологию, соответствующую эстетическому восприятию окружающего пространства «школы как ДОМА». По его словам, «социофизические качества среды, местоположение школы, общий облик, архитектура и убранство, размеры “жизненных пространств”, их комфортность и освобожденность от чрезмерной сенсорной стимуляции, агрессивности, с одной стороны, и от монотонности, безликости — с другой, отсутствие скученности и наличие возможности для отдыха и уединения, уютность классных комнат, кабинетов — очеловечивает и отношение личности к окружающей среде, делает ее “лично значимой”, “своей”» [3, с. 78].
Ощущение обучающимся школьной среды как «своего дома» — это путь к реализации задачи создания школьного уклада, в котором естественным образом осуществляются процессы развития и воспитания школьников, основанные на базовых национальных ценностях. В то же время современные исследователи подчеркивают недостаточность подхода, в котором эстетический компонент сведен, по сути, к оформлению окружающей обстановки. В работах, посвященных данной проблеме, раскрывается емкость и многоаспектность содержания понятия «эстетическая среда», перспективность реализации ее педагогического потенциала в развитии личности школьника.
В частности, по мнению Л. П. Печко, эстетический аспект среды образования и развития личности «выступает не только как значимый, но, по сути, как решающий в сложном переплетении внешних средовых и внутренних психологических условий и процессов культурного роста личности» [13, с. 5].
По замечанию О. В. Стукаловой, изучение опыта лучших российских педагогов прошлого показывает, что значимой составляющей их педагогического успеха была именно опора на создание эстетической среды как особой творческой атмосферы, способствующей развитию эстетического сознания, воспитанию гуманистических идеалов личности, расширению культурных ориентаций, освоению социального опыта [15, с. 110]. В современной трактовке содержательное наполнение понятия «эстетическая среда» значительно расширилось, включив в себя, наряду с предметно-пространственным, ценностно-смысловой, эмоциональнопсихологический, творческий компоненты. При этом современные исследователи подчеркивают значение произведений искусства и художественного переживания при их восприятии как «сердцевину», «общее ядро» эстетической среды [12, с. 15].
В художественном переживании «аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [8, с. 140]. Средовой подход позволяет оптимизировать педагогический потенциал искусства через обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, переживания и осмысления художественных образов — носителей нравственных ценностей, создания атмосферы доверия, высокого «нравственного градуса» (по выражению Л. И. Уколовой [16, с. 19]) в творческом взаимодействии детей и взрослых. Понимание произведений искусства и эстетического общения на их основе как значимого компонента эстетической среды привело к укоренению в научных исследованиях самого понятия «художественноэстетическая среда» и к его интенсивной разработке в настоящее время.
По определению Л. П. Печко, художественно-эстетическая среда школы — это «пространственно-временное, содержательно-культурное поле, педагогически функционирующее, которое обладает определенным внешним, предметно-материальным и конструкционным обликом, имеющим эстетические характеристики, а также эстетической атмосферой, создаваемой активностью педагогов и учащихся, где сосуществуют различные эстетические и художественные формы взаимодействия коллективных, групповых и индивидуальных проявлений эстетического сознания учащихся» [12, с. 5]. Отметим, что «атмосфера эстетического общения» определяется Л. П. Печко как доминанта художественно-эстетической среды школы, влияющая на характер и значение эстетической обстановки в целом. Ученый даже разделяет характеристики «эстетичный» и «эстетический» применительно к среде школы. «Эстетичность» среды, по ее мнению, связана с материальной составляющей (хороший ремонт, удобная и красивая мебель и пр.). Истинная эстетическая среда в школе возникает тогда, когда ее сердцевиной становится искусство и увлечение им педагогов и учеников. Необходим «постоянный обмен опытом эстетического восприятия, выбора, оценки, отношения, суждения, переживания, вживания, отклика, сотворчества и творчества (в целом — эстетическими ценностями личности» [Там же, с. 15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. — М. : Искусство, 1986. — 445 с.
2. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — 208 с. 3. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М., 1999. — 142 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М. : Педагогика, 1991. — 536 с.
5. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 305 с.
6. Каган М. С. Морфология искусства: ист.-теорет. исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. — Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1972. — 440 с.
7. Командышко Е. Ф. Эстетико-педагогическая среда как фактор развивающего воздействия на личность // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 2. — С. 31—35.
8. Куприна Н. Г. Нравственное становление младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 12. — С. 138—143.
9. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религия, ценности и пик-переживания : пер. с англ. — М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 272 с.
10. Новикова Л. И. Школа и среда. — М. : Просвещение, 1987. — 87 с.
11. Нормативно-правовое обеспечение организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : метод. рек. / авт.-сост. Н. А. Меньшикова. — Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 312 с.
12. Печко Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвуз. сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. — М. ; Луганск, 2000. — Вып. 2. — С. 45—58.
13. Печко Л. П. Теоретические представления о педагогической эстетической среде школы и урока // Педагогика эстетической среды: теория и опыт : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Печко, Н. Н. Яковлевой. — Минск : НИО, 2002. — С. 5—20.
14. Стукалова О. В. Влияние эстетической среды урока литературы на развитие гуманитарной культуры школьника // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвуз. сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. — М. ; Луганск, 2000. — Вып. 2. — С. 58—71.
15. Стукалова О. В. Эстетическая среда воспитания и образования на уроке словесности: от истории российской школы к современности // Педагогика эстетической среды: теория и опыт : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Печко, Н. Н. Яковлевой. — Минск : НИО, 2002. — С. 110—120.
16. Уколова Л. И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения : моногр. / Л. И. Уколова. — М. : АС-Траст, 2007. — 224 с.